уплоадс албумс 58дкфб63е9380_прв пндж
Большинство зарубежных компаний уже давно осознали важность профессионального обучения своего персонала, о чем свидетельствуют бюджеты этих организаций: у них расходы на обучение – самая большая статья после заработной платы, составляющая 2-5% всего бюджета или 2-10% фонда заработной платы. Кроме того, прослеживается четкая тенденция роста затрат на профессиональное обучение. Так, например, если в 1995 г. в США частные предприятия потратили на профессиональное обучение $53 млрд., то в 1998 г. – почти $100 млрд. Компания «IBM» в 1985 г. потратила на эти цели $750 млн., а в 1990 г. м – уже $1,5 млрд. А вот статистические данные из Англии: в 1983 г. обучение вне рабочего места прошли 45% работающего населения, в 1998 г. – 55%. За эти же пятнадцать лет процент прошедших обучение на рабочем месте увеличился с 40 до 52%. Японские фирмы тратят на профессиональное обучение в расчете на одного занятого в 3 – 4 раза больше, чем американские. В этой стране непрерывное образование является частью процесса труда, каждый работник тратит на него примерно 4 часа рабочего и 4 часа личного времени в неделю.
При этом важно, что инвестирование в развитие кадров приносит фирме большую прибыль, чем инвестирование в усовершенствование производственных мощностей, то есть человеческий ресурс можно определить как ключевой фактор эффективности использования всех других ресурсов, имеющихся в распоряжении предприятия.
Кроме того, эффективное управление развитием персонала, кроме непосредственного роста прибыли, имеет ряд других не менее важных положительных последствий для организации:
раскрытие потенциала работников, сплочение и улучшение социально-психологического климата коллектива;
рост мотивации;
укрепление преданности сотрудников организации;
обеспечение преемственности в управлении;
привлечение новых сотрудников;
Одной из форм деловой игры является роль, когда каждому выделяется определенная роль в ситуации, которую он должен выполнять, реагируя на игру другого, а один из участников – центральная фигура и должен действовать соответственно. В ролевой деловой игре моделируются социальные ситуации, в которых участники, выступая в той или иной роли, должны уметь решать проблемы под контролем руководителя и коллег.
Еще одной формой деловой игры есть «упражнения в корзине для бумаги». Суть его состоит в том, что слушатели находятся в роли руководителей гипотетических компаний и в течение 2—3 часов должны распределять полномочия, принимать решения, отдавать устные и письменные распоряжения, общаться с подчиненными, проводить совещания. Для этого им раздаются определенные материалы (деловая переписка, описания) с важными, срочными и текущими вопросами. Упражнения содержат значительное количество элементов, характерных для реальных ситуаций, упражнения должны иметь практическое применение и показывать уровень усвоения материала.
Переподготовка должна проводиться с учетом профессионально-квалификационного продвижения работников, а основная ее форма – это обучение смежным и другим профессиям. Особенностью переподготовки кадров есть контингент работников. Это в основном люди среднего и старшего возраста, уже работавшие определенный период по своей профессии, что влияет на их обучение.
Управление процессом переподготовки персонала предусматривает:
определение масштабов переподготовки и факторов, влияющих на это;
выбор форм переподготовки с учетом нужного уровня и минимизацией затрат на ее проведение;
подбор оптимального сочетания старой и новой профессии. Количество работников, которым требуется переподготовка, зависит от:
количества уволенных работников и их контингента;
возможностей трудоустройства на предприятии (появление новых рабочих мест на других участках производства);
доли работников, соглашающихся на переподготовку.
Это обусловило снижение профессионально-квалификационного уровня рабочих, который сейчас не отвечает современным стандартам. На этом фоне в государстве есть отдельные примеры того, как можно даже в условиях продолжительного экономического кризиса добиться ощутимых успехов в профессиональном обучении персонала.
Для достижения устойчивого экономического роста указанные объемы профессионального обучения персоналу необходимо достичь в ближайшие годы, по крайней мере, в приоритетных отраслях и предприятиях страны. При этом новые формы организации труда, применяемые на производстве, должны быть тесно связаны с профессиональным обучением рабочих и целями подготовки. Обучение, не имеющее определенной цели, превращается в трату времени учащихся, рабочих и средств организации[11, c. 267–269].