уплоадс албумс 58д3еб3фе2а69_прв жпдж
Повышение квалификации кадров комплексное по охвату, дифференцированное по отдельным категориям работников, непрерывное, ориентированное на перспективные профессии. Выделяют следующие формы повышения квалификации:
1. Внутренняя (в рамках организации) и внешняя (в учебных заведениях, специальных центрах). Внутренняя может производиться на рабочем месте и вне его. Она лучше учитывает потребности организации, стимулирует персонал, формирует его дух, требует небольших затрат, легче контролируется, но при малом числе работников требует больших затрат.
2. Организованное и неорганизованное (самообразование). В последнем случае может создаваться так называемая группа саморазвития, когда люди объединяются для совместного анализа проблем, рассмотрения возможных способов самосовершенствования, личного развития, взаимной поддержки.
3. Профессиональная или проблемно ориентированная (при необходимости); направлена на отработку необходимой организации поведения.
4. Основана на стандартных или специальных (общих и конкретных) программах.
5. Предназначена для целевых групп (руководителей и специалистов) или всего персонала [8, c. 137–138].
3. Основные направления повышения квалификации
Конкретные направления повышения квалификации таковы:
- обеспечение эффективного выполнения новых задач;
- повышение гибкости управления и способности к инновациям;
— подготовка к продвижению в должности или горизонтальному перемещению;
- освоение новых профессий, в том числе в условиях бригадной формы организации труда;
- получение высшего разряда или адаптация к новой технике;
- изучение новых форм организации и стимулирование труда.
Знание педагога — не сумма усвоенных дисциплин, а личностно окрашенная осознанная система, где есть место собственным оценкам, критическим взглядам. "Главное в жизни не само знание, а та гармония, которая проявляется, когда знания хорошо помещены в душе и философия, определяющая человека, его мировоззрение".
Опыт наиболее успешных отечественных и зарубежных компаний показывает, что инвестиции в персонал дают скорую и высокую отдачу. Сегодня $1, вложенный в развитие человеческих ресурсов, приносит от 3 до 8$ дохода. Исследования Американского общества содействия обучению и развитию показывают, что в 90-е годы рост экономики за счет повышения обученности работников составил 2,1%, за счет роста населения – 0,4%, за счет увеличения капитала – 0,5%. Всего в США повышение качества рабочей силы определило 14% прироста реального национального дохода. Другие исследования, проведенные в 3200 американских компаниях Р. Земски и С. Шамаколе (Университет штата Пенсильвания), показали, что 10%-е увеличение затрат на обучение персонала дает прирост производительности труда на 8,5%,
Однако в последние несколько лет по мере развития рынка и усиления конкурентной борьбы российские фирмы стали менять свое отношение к профессиональному обучению своих сотрудников: оно становится более масштабным, квалифицированным, системным, заранее запланированным, ориентированным на долгосрочные цели. В то же время некоторые предприятия в погоне за количеством используемых программ профессионального обучения забывают об их качестве и, следовательно, об эффективности удовлетворения конкретных потребностей фирмы.
Большинство зарубежных компаний уже давно осознали важность профессионального обучения своего персонала, о чем свидетельствуют бюджеты этих организаций: у них расходы на обучение – самая большая статья после заработной платы, составляющая 2-5% всего бюджета или 2-10% фонда заработной платы. Кроме того, прослеживается четкая тенденция роста затрат на профессиональное обучение. Так, например, если в 1995 г. в США частные предприятия потратили на профессиональное обучение $53 млрд., то в 1998 г. – почти $100 млрд. Компания «IBM» в 1985 г. потратила на эти цели $750 млн., а в 1990 г. м – уже $1,5 млрд. А вот статистические данные из Англии: в 1983 г. обучение вне рабочего места прошли 45% работающего населения, в 1998 г. – 55%. За эти же пятнадцать лет процент прошедших обучение на рабочем месте увеличился с 40 до 52%. Японские фирмы тратят на профессиональное обучение в расчете на одного занятого в 3 – 4 раза больше, чем американские. В этой стране непрерывное образование является частью процесса труда, каждый работник тратит на него примерно 4 часа рабочего и 4 часа личного времени в неделю.