невс у нас открита запыс в летнуу сколу проджраммыстов ура
Самостоятельное обучение рабочего осуществляется по индивидуальному плану, утверждаемому его непосредственным руководителем. При этом организация через внедрение разных видов материального и нематериального стимулирования развития персонала влияет на самостоятельное профессиональное обучение рабочих, повышение уровня их мастерства. Контроль за самостоятельной подготовкой рабочего проводят непосредственный руководитель, инструктор производственного обучения, специалист службы управления персоналом [5, c. 163–165].
Под профессиональным обучением понимается любая деятельность, сознательно проводимая для развития и поддержки ключевых компетенций персонала, необходимых для выполнения работы в настоящее время, или для развития потенциала сотрудников, необходимого для выполнения работы в будущем. Более конкретно, профессиональное обучение – это процесс непосредственной передачи новых профессиональных навыков и (или) знаний сотрудниками организации.
Одна из задач управления профессиональным обучением рабочих в организации – своевременно и адекватно реагировать на изменения потребностей производства в персонале. Служба управления персоналом должна предоставлять возможность учащимся и рабочим проходить подготовку, переподготовку или повышение квалификации в соответствии со своими интересами, наклонностями и способностями. Поэтому система профессионального обучения рабочих должна быть гибкой, способной быстро изменять методы, организационные формы в соответствии с потребностями производства, предоставлением услуг и конъюнктурой рынка.
Однако в последние несколько лет по мере развития рынка и усиления конкурентной борьбы российские фирмы стали менять свое отношение к профессиональному обучению своих сотрудников: оно становится более масштабным, квалифицированным, системным, заранее запланированным, ориентированным на долгосрочные цели. В то же время некоторые предприятия в погоне за количеством используемых программ профессионального обучения забывают об их качестве и, следовательно, об эффективности удовлетворения конкретных потребностей фирмы.
Обучение на рабочем месте может осуществляться и в форме наставничества (коачинг) – это процесс передачи знаний и умений от более опытного и компетентного человека менее опытным, методом собеседования, консультации, совета и методом усложняющих задач.
Формой обучения на рабочем месте также инструктаж — разъяснение и демонстрация методов работы опытными работниками. Это краткосрочный процесс, направленный на изучение конкретной операции, процедуры, составляющие его обязанности. Обучение, наставничество и инструктаж широко применяются там, где решающим опыт, практическая направленность и связь с производственным процессом. Они оптимальны для развития практических навыков, но не развивают абстрактное мышление.
Для подготовки работников с многопрофильным направлением используется такой метод, как ротация, т.е. последовательная работа на различных должностях, в т.ч. и других подразделениях.