ымдж кентер 2 жпдж
1. Типы, виды, формы и цель профессионального обучения рабочих
Современное состояние развития экономики выдвигает новые повышенные требования к качеству рабочей силы на производстве, ее конкурентоспособности. Профессиональное обучение персонала — одна из важнейших мер активной политики занятости населения, которая способствует достижению стабильного экономического роста, активно влияет на профилактику массовой безработицы среди занятых работников, обеспечивает сохранение и развитие трудового потенциала общества.
Чтобы обеспечить переподготовку кадров в режиме возможного дефицита отдельных профессий важно знать тенденции изменений отмеченных факторов, уметь их прогнозировать приблизить к практическому решению проблемы.
Основной формой профессионального развития руководителей и специалистов является обучение вне рабочего места путем проведения деловых игр и методом синтеза практических ситуаций, так называемых кейсстадиз, моделирования.
Деловая игра индивидуальна, близка к профессиональной деятельности и может быть глобальной (предмет — общее руководство предприятием) и локальной (решение отдельных проблем). Она позволяет слушателю выполнять несколько функций, формировать практические навыки управления, позволяет определить, что дают те или иные действия.
Подготовка новых работников – это профессиональное обучение принятых работников, не имеющих никакой профессии. По существующим нормам Украины это обучение не превышает 6 месяцев. Учащиеся пользуются всеми правами работников, и все нормативные акты тоже распространяются на них.
Основными формами обучения новых работников на производстве есть индивидуальная, групповая и курсовая подготовка. При индивидуальном обучении ученика прикрепляют к квалифицированному работнику или включают в бригаду, где с ним занимается бригадир. Теоретический курс работник изучает самостоятельно, консультируясь с соответствующими специалистами.
Большинство зарубежных компаний уже давно осознали важность профессионального обучения своего персонала, о чем свидетельствуют бюджеты этих организаций: у них расходы на обучение – самая большая статья после заработной платы, составляющая 2-5% всего бюджета или 2-10% фонда заработной платы. Кроме того, прослеживается четкая тенденция роста затрат на профессиональное обучение. Так, например, если в 1995 г. в США частные предприятия потратили на профессиональное обучение $53 млрд., то в 1998 г. – почти $100 млрд. Компания «IBM» в 1985 г. потратила на эти цели $750 млн., а в 1990 г. м – уже $1,5 млрд. А вот статистические данные из Англии: в 1983 г. обучение вне рабочего места прошли 45% работающего населения, в 1998 г. – 55%. За эти же пятнадцать лет процент прошедших обучение на рабочем месте увеличился с 40 до 52%. Японские фирмы тратят на профессиональное обучение в расчете на одного занятого в 3 – 4 раза больше, чем американские. В этой стране непрерывное образование является частью процесса труда, каждый работник тратит на него примерно 4 часа рабочего и 4 часа личного времени в неделю.
Существуют следующие формы повышения квалификации:
· внутренняя (в рамках организации, на рабочем месте или за его пределами) и внешняя (в учебных заведениях, специальных центрах).
· организационная и неорганизационная (самообучение).
· профессиональная или проблемно-ориентированная (по требованию), направленная на отработку необходимой организации поведения.
· построена на стандартных или специальных (общих, конкретных) программах.
· Предназначенная для конкретных целевых групп (руководителей или специалистов), или для всего персонала.