згукы саврасаиа маст
Достаточно эффективно самообразование путем изучения литературы, наблюдения и анализа своих действий и работы своих коллег, постоянного усложнения задач. Для руководителей формой обучения является стажировка, которую можно проходить на рабочем месте в случае перехода на новую должность, в аналогичных предприятиях и за рубежом. Продолжительность стажировки руководителей устанавливается организацией, которая направляет их на обучение исходя из целей стажировки и согласованием с учебными заведениями или организациями, где будет проводиться стажировка, которая заканчивается написанием отчета.
Переподготовка персонала организуется с целью освоения новейших и смежных профессий с учетом потребностей производства и обширно применяется в организациях, ориентированных в собственной кадровой политике на свою рабочую силу. Потребность в переподготовке персонала определяют такие процессы, как увольнение работников, их продвижение и текучесть.
По данным Министерства труда и социального развития на март 1998 г. в России требовалось подготовить, переподготовить, повысить квалификацию и провести различные формы адаптационного обучения 18-20 млн. работников организаций независимо от форм собственности [6]. На совещании Комиссии по организации подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства РФ1, состоявшемся 16 сентября 1997 года, отмечалось, что в переподготовке и дополнительном обучении только в области управления нуждается более 4 млн. менеджеров разных уровней, а проходило обучение только не более 12% [16].
Большинство зарубежных компаний уже давно осознали важность профессионального обучения своего персонала, о чем свидетельствуют бюджеты этих организаций: у них расходы на обучение – самая большая статья после заработной платы, составляющая 2-5% всего бюджета или 2-10% фонда заработной платы. Кроме того, прослеживается четкая тенденция роста затрат на профессиональное обучение. Так, например, если в 1995 г. в США частные предприятия потратили на профессиональное обучение $53 млрд., то в 1998 г. – почти $100 млрд. Компания «IBM» в 1985 г. потратила на эти цели $750 млн., а в 1990 г. м – уже $1,5 млрд. А вот статистические данные из Англии: в 1983 г. обучение вне рабочего места прошли 45% работающего населения, в 1998 г. – 55%. За эти же пятнадцать лет процент прошедших обучение на рабочем месте увеличился с 40 до 52%. Японские фирмы тратят на профессиональное обучение в расчете на одного занятого в 3 – 4 раза больше, чем американские. В этой стране непрерывное образование является частью процесса труда, каждый работник тратит на него примерно 4 часа рабочего и 4 часа личного времени в неделю.
Система развития персонала рассматривает организацию, прежде всего, как самообучающуюся среду. Еще в конце 70-х годов Т. Питерс и Р. Уотерман одними из первых сформулировали идею о том, что лучшие компании – это обучающиеся компании (learning company). Вслед за ними Э. Деминг, Р. Реванс, К. Аргурис и другие исследователи стали активно обращаться к этой теме. В настоящее время и в России концепция «студирующей организации» становится все более популярной: о ней много говорят, пишут статьи, издают учебники4, а в начале 2001 года журнал «Управление персоналом» совместно с консультационной фирмой «Павлуцкий и партнеры» приступили к работе над исследовательским. проектом "LEARNING COMPANY". Согласно данной концепции, отличительной чертой обучающейся организации является то, что она не только получает новые знания, но и изучает сам процесс их получения и дает возможность своим сотрудникам практически реализовывать эти знания. То есть, «обучаемая организация» – это организация, в которой люди осознанно учатся, изучают и совершенствуют сам процесс обучения, а также осознанно изменяют окружающую их действительность. Таким образом, ключевая идея концепции состоит в том, что эффективность деятельности предприятия зависит не столько от накопления и использования уже найденных решений, сколько от развития собственных навыков решения возникающих вопросов, способности персонала организации учиться на собственном опыте.
1. Типы, виды, формы и цель профессионального обучения рабочих
Современное состояние развития экономики выдвигает новые повышенные требования к качеству рабочей силы на производстве, ее конкурентоспособности. Профессиональное обучение персонала — одна из важнейших мер активной политики занятости населения, которая способствует достижению стабильного экономического роста, активно влияет на профилактику массовой безработицы среди занятых работников, обеспечивает сохранение и развитие трудового потенциала общества.