згукы как ызбавытсиа от слызнеж в подвале
По данным Министерства труда и социального развития на март 1998 г. в России требовалось подготовить, переподготовить, повысить квалификацию и провести различные формы адаптационного обучения 18-20 млн. работников организаций независимо от форм собственности [6]. На совещании Комиссии по организации подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства РФ1, состоявшемся 16 сентября 1997 года, отмечалось, что в переподготовке и дополнительном обучении только в области управления нуждается более 4 млн. менеджеров разных уровней, а проходило обучение только не более 12% [16].
Переподготовка должна проводиться с учетом профессионально-квалификационного продвижения работников, а основная ее форма – это обучение смежным и другим профессиям. Особенностью переподготовки кадров есть контингент работников. Это в основном люди среднего и старшего возраста, уже работавшие определенный период по своей профессии, что влияет на их обучение.
Управление процессом переподготовки персонала предусматривает:
определение масштабов переподготовки и факторов, влияющих на это;
выбор форм переподготовки с учетом нужного уровня и минимизацией затрат на ее проведение;
подбор оптимального сочетания старой и новой профессии. Количество работников, которым требуется переподготовка, зависит от:
количества уволенных работников и их контингента;
возможностей трудоустройства на предприятии (появление новых рабочих мест на других участках производства);
доли работников, соглашающихся на переподготовку.
В Украине профессиональное обучение персонала еще не превратилось в один из важнейших факторов повышения производительности труда, обеспечение выпуска конкурентоспособной на мировом рынке продукции и услуг, интеграции государства в мировое экономическое сообщество. За период экономического кризиса 1990-1999 гг. большинство предприятий существенно сократили расходы на профессиональное обучение рабочих, ликвидировали тарифно-квалификационные комиссии или передали их функции другим структурным подразделениям.
В этой связи обеспечение дальнейшего развития профессионального обучения рабочих на производстве приобретает особую актуальность. Подготовка кадров на производстве направлена на повышение качества профессионального состава рабочих предприятия, формирование у них творческого мышления, умение работать в рыночных условиях и обеспечение на этой основе высокой производительности труда и эффективной занятости.
На производстве профессиональное обучение рабочих может осуществляться по следующим типам обучения: непосредственно в организации, за пределами организации, самостоятельная подготовка (рис. 1).
В современных условиях любые навыки и знания быстро стареют, поэтому ключевую роль в управлении персоналом играют профессиональное обучение и развитие.
На ведущих предприятиях обучение и развитие персонала является комплексным непрерывным процессом. Важность непрерывного обучения подтверждают следующие факторы:
— внедрение новой техники, технологий, производство современных товаров, увеличение коммуникационных возможностей создают условия для ликвидации или смены некоторых видов работ, в связи с чем требуемая квалификация не может быть гарантирована базовым образованием;
мир превращается в рынок без границ с высоким уровнем конкуренции между странами и между предприятиями. Страны и предприятия, имеющие современные технологии и программы непрерывного образования, лидируют в условиях этой конкуренции - они имеют возможность в кратчайшие сроки ответить на любой "вызов" повышением производительности труда;
— для предприятия более эффективно и экономично увеличение отдачи от уже работающих сотрудников на основе их непрерывного обучения, чем от привлечения новых работников.
Обучение персонала прежде всего необходимо в тех случаях, когда работник приходит на предприятие; работника назначают на новую должность или поручают ему новую работу; у работника не хватает навыков для выполнения своей работы, а также, когда происходят серьезные изменения в экономике предприятия, во внешней среде.