згукы как ызбавытсиа от слызнеж в подвале
Опыт наиболее успешных отечественных и зарубежных компаний показывает, что инвестиции в персонал дают скорую и высокую отдачу. Сегодня $1, вложенный в развитие человеческих ресурсов, приносит от 3 до 8$ дохода. Исследования Американского общества содействия обучению и развитию показывают, что в 90-е годы рост экономики за счет повышения обученности работников составил 2,1%, за счет роста населения – 0,4%, за счет увеличения капитала – 0,5%. Всего в США повышение качества рабочей силы определило 14% прироста реального национального дохода. Другие исследования, проведенные в 3200 американских компаниях Р. Земски и С. Шамаколе (Университет штата Пенсильвания), показали, что 10%-е увеличение затрат на обучение персонала дает прирост производительности труда на 8,5%,
Большинство зарубежных компаний уже давно осознали важность профессионального обучения своего персонала, о чем свидетельствуют бюджеты этих организаций: у них расходы на обучение – самая большая статья после заработной платы, составляющая 2-5% всего бюджета или 2-10% фонда заработной платы. Кроме того, прослеживается четкая тенденция роста затрат на профессиональное обучение. Так, например, если в 1995 г. в США частные предприятия потратили на профессиональное обучение $53 млрд., то в 1998 г. – почти $100 млрд. Компания «IBM» в 1985 г. потратила на эти цели $750 млн., а в 1990 г. м – уже $1,5 млрд. А вот статистические данные из Англии: в 1983 г. обучение вне рабочего места прошли 45% работающего населения, в 1998 г. – 55%. За эти же пятнадцать лет процент прошедших обучение на рабочем месте увеличился с 40 до 52%. Японские фирмы тратят на профессиональное обучение в расчете на одного занятого в 3 – 4 раза больше, чем американские. В этой стране непрерывное образование является частью процесса труда, каждый работник тратит на него примерно 4 часа рабочего и 4 часа личного времени в неделю.
На каком же уровне отечественные компании осуществляют процесс профессионального обучения своих сотрудников? Еще несколько лет назад делать бизнес в России было достаточно легко: почти каждый предприниматель, обладающий необходимой дозой активности, целеустремленности и здравого смысла, имел прибыльный или сверхприбыльный бизнес. Отношение таких предпринимателей к обучению выражалось фразой: «Пусть учатся те, кто не умеет работать». В этом смысле показательны результаты социологического исследования руководителей предприятий, проведенного межотраслевым институтом повышения квалификации (МИПК) в 1994 г. [14]:
в 1993 г. прошли обучение 14% руководителей;
планируют пройти обучение в следующие два года 22%;
повышение квалификации производилось только у 60% предприятий;
доля отдельных видов обучения: переподготовка – 17%, повышение квалификации – 47%, краткосрочные курсы – 36%;
доля отдельных направлений обучения в общем объеме предложенных программ: менеджмент – 27%, рыночная экономика – 29%, законодательство в рыночной экономике – 27%, наука, техника и технология – 17%;
не рассчитывать сумму по курсу – при задании этого параметра сумма проводки не высчитывается путем умножения суммы в валюте на текучий курс;
считать цену валютной – при задании этого параметра выводимая цена считается валютной, в противном случае – гривневой.
В журнале операций, в карточках и журнальном ордере выводится курс валюты, установленный на соответствующую дату. Однако при задании в меню "Параметры" режима "Рассчитывать в документах курсы валют" в этих документах будет выводиться реальный курс проводки, рассчитываемый путем деления суммы проводки на сумму в валюте.
Авторы многих публикаций и учебников по управлению персоналом рассматривают понятия "развитие персонала" и "профессиональное обучение" как синонимичные. Однако мне кажется более разумным подход других специалистов5, выделяющих профессиональное обучение как одну из областей более широкой сферы развития человеческих ресурсов, в которую кроме обучения входят:
планирование и развитие карьеры (профессиональный рост);
планирование и подготовка резервов управляющих;
развитие молодых сотрудников с лидерским потенциалом;
организационное развитие.