всгы ы джныди ободжревател длиа куриатныка
Основой педагогического мастерства является профессиональная компетентность.Знания учителя обращены, с одной стороны, к дисциплине, которую он преподает, а с другой — к ученикам, психологию которых должно хорошо знать. Готовясь к уроку, учитель обдумывает его содержание, методику, учитывает особенности восприятия учащихся этого возраста, класса, собственных возможностей. Следовательно, содержание профессиональной компетентности – это знание предмета, методики его преподавания, педагогики и психологии. Важной особенностью профессиональных педагогических знаний является их комплексность, требующая от учителя умения синтезировать материал для успешного решения педагогических задач, анализа обусловливающих педагогических ситуаций, необходимость осмысления психологической сущности явлений выбора средств взаимодействия. Решение каждой педагогической задачи актуализирует всю систему педагогических знаний учителя, проявляющихся как единое целое.
Это обусловило снижение профессионально-квалификационного уровня рабочих, который сейчас не отвечает современным стандартам. На этом фоне в государстве есть отдельные примеры того, как можно даже в условиях продолжительного экономического кризиса добиться ощутимых успехов в профессиональном обучении персонала.
Для достижения устойчивого экономического роста указанные объемы профессионального обучения персоналу необходимо достичь в ближайшие годы, по крайней мере, в приоритетных отраслях и предприятиях страны. При этом новые формы организации труда, применяемые на производстве, должны быть тесно связаны с профессиональным обучением рабочих и целями подготовки. Обучение, не имеющее определенной цели, превращается в трату времени учащихся, рабочих и средств организации[11, c. 267–269].
По данным Министерства труда и социального развития на март 1998 г. в России требовалось подготовить, переподготовить, повысить квалификацию и провести различные формы адаптационного обучения 18-20 млн. работников организаций независимо от форм собственности [6]. На совещании Комиссии по организации подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства РФ1, состоявшемся 16 сентября 1997 года, отмечалось, что в переподготовке и дополнительном обучении только в области управления нуждается более 4 млн. менеджеров разных уровней, а проходило обучение только не более 12% [16].
В Украине профессиональное обучение персонала еще не превратилось в один из важнейших факторов повышения производительности труда, обеспечение выпуска конкурентоспособной на мировом рынке продукции и услуг, интеграции государства в мировое экономическое сообщество. За период экономического кризиса 1990-1999 гг. большинство предприятий существенно сократили расходы на профессиональное обучение рабочих, ликвидировали тарифно-квалификационные комиссии или передали их функции другим структурным подразделениям.
Переподготовка должна проводиться с учетом профессионально-квалификационного продвижения работников, а основная ее форма – это обучение смежным и другим профессиям. Особенностью переподготовки кадров есть контингент работников. Это в основном люди среднего и старшего возраста, уже работавшие определенный период по своей профессии, что влияет на их обучение.
Управление процессом переподготовки персонала предусматривает:
определение масштабов переподготовки и факторов, влияющих на это;
выбор форм переподготовки с учетом нужного уровня и минимизацией затрат на ее проведение;
подбор оптимального сочетания старой и новой профессии. Количество работников, которым требуется переподготовка, зависит от:
количества уволенных работников и их контингента;
возможностей трудоустройства на предприятии (появление новых рабочих мест на других участках производства);
доли работников, соглашающихся на переподготовку.