В современных условиях любые навыки и знания быстро стареют, поэтому ключевую роль в управлении персоналом играют профессиональное обучение и развитие. На ведущих предприятиях обучение и развитие персонала является комплексным непрерывным процессом. Важность непрерывного обучения подтверждают следующие факторы: — внедрение новой техники, технологий, производство современных товаров, увеличение коммуникационных возможностей создают условия для ликвидации или смены некоторых видов работ, в связи с чем требуемая квалификация не может быть гарантирована базовым образованием; мир превращается в рынок без границ с высоким уровнем конкуренции между странами и между предприятиями. Страны и предприятия, имеющие современные технологии и программы непрерывного образования, лидируют в условиях этой конкуренции - они имеют возможность в кратчайшие сроки ответить на любой "вызов" повышением производительности труда; — для предприятия более эффективно и экономично увеличение отдачи от уже работающих сотрудников на основе их непрерывного обучения, чем от привлечения новых работников. Обучение персонала прежде всего необходимо в тех случаях, когда работник приходит на предприятие; работника назначают на новую должность или поручают ему новую работу; у работника не хватает навыков для выполнения своей работы, а также, когда происходят серьезные изменения в экономике предприятия, во внешней среде. Одной из форм деловой игры является роль, когда каждому выделяется определенная роль в ситуации, которую он должен выполнять, реагируя на игру другого, а один из участников – центральная фигура и должен действовать соответственно. В ролевой деловой игре моделируются социальные ситуации, в которых участники, выступая в той или иной роли, должны уметь решать проблемы под контролем руководителя и коллег. Еще одной формой деловой игры есть «упражнения в корзине для бумаги». Суть его состоит в том, что слушатели находятся в роли руководителей гипотетических компаний и в течение 2—3 часов должны распределять полномочия, принимать решения, отдавать устные и письменные распоряжения, общаться с подчиненными, проводить совещания. Для этого им раздаются определенные материалы (деловая переписка, описания) с важными, срочными и текущими вопросами. Упражнения содержат значительное количество элементов, характерных для реальных ситуаций, упражнения должны иметь практическое применение и показывать уровень усвоения материала.