таракани мраморниж таракан
1. Профессиональное обучение как ключевой элемент системы развития человеческих ресурсов организации
Неотъемлемой частью системы управления персоналом является развитие человеческих ресурсов2, основная мысль которого состоит в представлении издержек на обучение не как безвозвратных издержек, а как прибыльных вложений в человеческий капитал3.
Что такое развитие человеческих ресурсов? Термином «развитие» вообще описывается следующий феномен: рост внутри определенной структуры продолжается до тех пор, пока не будет достигнут какой-то предел, после чего существующая структура оказывается неспособной дальше поддерживать порядок внутри увеличивающейся массы. В результате этого процесса происходит либо дезинтеграция всей системы, либо переход ее на новый, более высокий уровень функционирования. Используя данное определение, развитие человеческих ресурсов можно понимать как развитие персонала организации, которое происходит через качественный скачок от существующей модели мышления конкретного человека к другой более высокоорганизованной модели мышления. И этот скачок становится возможным в результате накопления этим человеком необходимой массы знаний [1].
Ускоренное развитие научно-технического прогресса и быстрое старение профессиональных знаний и навыков не являются единственными факторами, определяющими значительно возросшую роль профессионального обучения - оно помогает фирме отвечать ужесточившимся требованиям рынка. С. Иванова, директор тренинг-центра консалтинговой фирмы KPG Resources говорит об этом так: «Рынок, готовый раньше переварить все, что угодно, стал очень требователен. Повысилась избирательность конечного потребителя и избирательность промежуточного звена (сети дилеров, дистрибьюторов, розницы). В таких условиях интуитивный менеджмент уже не срабатывает, и теперь недостаточно быть просто очаровательным и привлекательным, теперь надо владеть технологиями в сфере управления, трейд-маркетинга и продаж»[3].
В наш быстросменный век профессиональное развитие персонала приобретает особое значение и становится неотъемлемым условием успешного функционирования любой организации. Учитывая специфику российского рынка, особенностью которого являются быстрые и частые изменения как внешних условий предприятия, так и внутренних, можно констатировать, что развитие системы профессионального обучения в организации определяет не только успешность ее развития, но и выживание.
Знание педагога — не сумма усвоенных дисциплин, а личностно окрашенная осознанная система, где есть место собственным оценкам, критическим взглядам. "Главное в жизни не само знание, а та гармония, которая проявляется, когда знания хорошо помещены в душе и философия, определяющая человека, его мировоззрение".
Система развития персонала рассматривает организацию, прежде всего, как самообучающуюся среду. Еще в конце 70-х годов Т. Питерс и Р. Уотерман одними из первых сформулировали идею о том, что лучшие компании – это обучающиеся компании (learning company). Вслед за ними Э. Деминг, Р. Реванс, К. Аргурис и другие исследователи стали активно обращаться к этой теме. В настоящее время и в России концепция «студирующей организации» становится все более популярной: о ней много говорят, пишут статьи, издают учебники4, а в начале 2001 года журнал «Управление персоналом» совместно с консультационной фирмой «Павлуцкий и партнеры» приступили к работе над исследовательским. проектом "LEARNING COMPANY". Согласно данной концепции, отличительной чертой обучающейся организации является то, что она не только получает новые знания, но и изучает сам процесс их получения и дает возможность своим сотрудникам практически реализовывать эти знания. То есть, «обучаемая организация» – это организация, в которой люди осознанно учатся, изучают и совершенствуют сам процесс обучения, а также осознанно изменяют окружающую их действительность. Таким образом, ключевая идея концепции состоит в том, что эффективность деятельности предприятия зависит не столько от накопления и использования уже найденных решений, сколько от развития собственных навыков решения возникающих вопросов, способности персонала организации учиться на собственном опыте.