джризуни покгему джовиадына називаетсиа джовиадынож
Подготовка новых работников – это профессиональное обучение принятых работников, не имеющих никакой профессии. По существующим нормам Украины это обучение не превышает 6 месяцев. Учащиеся пользуются всеми правами работников, и все нормативные акты тоже распространяются на них.
Основными формами обучения новых работников на производстве есть индивидуальная, групповая и курсовая подготовка. При индивидуальном обучении ученика прикрепляют к квалифицированному работнику или включают в бригаду, где с ним занимается бригадир. Теоретический курс работник изучает самостоятельно, консультируясь с соответствующими специалистами.
Достаточно эффективно самообразование путем изучения литературы, наблюдения и анализа своих действий и работы своих коллег, постоянного усложнения задач. Для руководителей формой обучения является стажировка, которую можно проходить на рабочем месте в случае перехода на новую должность, в аналогичных предприятиях и за рубежом. Продолжительность стажировки руководителей устанавливается организацией, которая направляет их на обучение исходя из целей стажировки и согласованием с учебными заведениями или организациями, где будет проводиться стажировка, которая заканчивается написанием отчета.
Переподготовка персонала организуется с целью освоения новейших и смежных профессий с учетом потребностей производства и обширно применяется в организациях, ориентированных в собственной кадровой политике на свою рабочую силу. Потребность в переподготовке персонала определяют такие процессы, как увольнение работников, их продвижение и текучесть.
Повышение квалификации кадров комплексное по охвату, дифференцированное по отдельным категориям работников, непрерывное, ориентированное на перспективные профессии. Выделяют следующие формы повышения квалификации:
1. Внутренняя (в рамках организации) и внешняя (в учебных заведениях, специальных центрах). Внутренняя может производиться на рабочем месте и вне его. Она лучше учитывает потребности организации, стимулирует персонал, формирует его дух, требует небольших затрат, легче контролируется, но при малом числе работников требует больших затрат.
2. Организованное и неорганизованное (самообразование). В последнем случае может создаваться так называемая группа саморазвития, когда люди объединяются для совместного анализа проблем, рассмотрения возможных способов самосовершенствования, личного развития, взаимной поддержки.
3. Профессиональная или проблемно ориентированная (при необходимости); направлена на отработку необходимой организации поведения.
4. Основана на стандартных или специальных (общих и конкретных) программах.
5. Предназначена для целевых групп (руководителей и специалистов) или всего персонала [8, c. 137–138].
3. Основные направления повышения квалификации
Конкретные направления повышения квалификации таковы:
- обеспечение эффективного выполнения новых задач;
- повышение гибкости управления и способности к инновациям;
— подготовка к продвижению в должности или горизонтальному перемещению;
- освоение новых профессий, в том числе в условиях бригадной формы организации труда;
- получение высшего разряда или адаптация к новой технике;
- изучение новых форм организации и стимулирование труда.
Планирование повышения квалификации основывается на данных анализа потребности в обучении, этапами которого являются:
1. Определение основных требований к исполнителям (на данный момент и на будущее), их обсуждение как с ними самими, так и с коллегами и построение профиля необходимой квалификации.
2. Анализ существующих навыков, знаний и установок.
3. Построение профиля имеющейся квалификации.
4. Сравнение профилей, определение разногласий и потребностей в обучении и приоритетов их удовлетворения.
В Украине профессиональное обучение персонала еще не превратилось в один из важнейших факторов повышения производительности труда, обеспечение выпуска конкурентоспособной на мировом рынке продукции и услуг, интеграции государства в мировое экономическое сообщество. За период экономического кризиса 1990-1999 гг. большинство предприятий существенно сократили расходы на профессиональное обучение рабочих, ликвидировали тарифно-квалификационные комиссии или передали их функции другим структурным подразделениям.