бабокгкы малиж нокгнож павлыныж джлаз
1. Профессиональное обучение как ключевой элемент системы развития человеческих ресурсов организации
Неотъемлемой частью системы управления персоналом является развитие человеческих ресурсов2, основная мысль которого состоит в представлении издержек на обучение не как безвозвратных издержек, а как прибыльных вложений в человеческий капитал3.
Что такое развитие человеческих ресурсов? Термином «развитие» вообще описывается следующий феномен: рост внутри определенной структуры продолжается до тех пор, пока не будет достигнут какой-то предел, после чего существующая структура оказывается неспособной дальше поддерживать порядок внутри увеличивающейся массы. В результате этого процесса происходит либо дезинтеграция всей системы, либо переход ее на новый, более высокий уровень функционирования. Используя данное определение, развитие человеческих ресурсов можно понимать как развитие персонала организации, которое происходит через качественный скачок от существующей модели мышления конкретного человека к другой более высокоорганизованной модели мышления. И этот скачок становится возможным в результате накопления этим человеком необходимой массы знаний [1].
В результате система управления человеческими ресурсами, предусматривающая управление различными аспектами реализации кадровой политики, требует создания соответствующей системы подготовки менеджеров человеческих ресурсов, объединяющей конкретную профессию и специализацию, а также различные квалификационные уровни. Такое обучение специалистов представляет собой многоуровневую систему непрерывного образования, включающую профессиональную подготовку, переподготовку и постоянное повышение квалификации кадров в данном виде управленческой деятельности.
Система развития персонала рассматривает организацию, прежде всего, как самообучающуюся среду. Еще в конце 70-х годов Т. Питерс и Р. Уотерман одними из первых сформулировали идею о том, что лучшие компании – это обучающиеся компании (learning company). Вслед за ними Э. Деминг, Р. Реванс, К. Аргурис и другие исследователи стали активно обращаться к этой теме. В настоящее время и в России концепция «студирующей организации» становится все более популярной: о ней много говорят, пишут статьи, издают учебники4, а в начале 2001 года журнал «Управление персоналом» совместно с консультационной фирмой «Павлуцкий и партнеры» приступили к работе над исследовательским. проектом "LEARNING COMPANY". Согласно данной концепции, отличительной чертой обучающейся организации является то, что она не только получает новые знания, но и изучает сам процесс их получения и дает возможность своим сотрудникам практически реализовывать эти знания. То есть, «обучаемая организация» – это организация, в которой люди осознанно учатся, изучают и совершенствуют сам процесс обучения, а также осознанно изменяют окружающую их действительность. Таким образом, ключевая идея концепции состоит в том, что эффективность деятельности предприятия зависит не столько от накопления и использования уже найденных решений, сколько от развития собственных навыков решения возникающих вопросов, способности персонала организации учиться на собственном опыте.
Однако в последние несколько лет по мере развития рынка и усиления конкурентной борьбы российские фирмы стали менять свое отношение к профессиональному обучению своих сотрудников: оно становится более масштабным, квалифицированным, системным, заранее запланированным, ориентированным на долгосрочные цели. В то же время некоторые предприятия в погоне за количеством используемых программ профессионального обучения забывают об их качестве и, следовательно, об эффективности удовлетворения конкретных потребностей фирмы.
Сложность процесса управления людьми в сфере внешнеэкономической деятельности состоит в том, что менеджеру нужно не только рационально использовать профессиональный потенциал своих работников, но и способствовать его росту. Особого внимания заслуживают работники, от которых зависит разработка и реализация политики предприятия во всех областях деятельности, стратегическое мышление и, наконец, результативность управления предприятием в целом.