уплоадс ымаджес сертыф %D0%A1%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%B8%D1%84%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%822 жпдж
Повышение квалификации кадров комплексное по охвату, дифференцированное по отдельным категориям работников, непрерывное, ориентированное на перспективные профессии. Выделяют следующие формы повышения квалификации:
1. Внутренняя (в рамках организации) и внешняя (в учебных заведениях, специальных центрах). Внутренняя может производиться на рабочем месте и вне его. Она лучше учитывает потребности организации, стимулирует персонал, формирует его дух, требует небольших затрат, легче контролируется, но при малом числе работников требует больших затрат.
2. Организованное и неорганизованное (самообразование). В последнем случае может создаваться так называемая группа саморазвития, когда люди объединяются для совместного анализа проблем, рассмотрения возможных способов самосовершенствования, личного развития, взаимной поддержки.
3. Профессиональная или проблемно ориентированная (при необходимости); направлена на отработку необходимой организации поведения.
4. Основана на стандартных или специальных (общих и конкретных) программах.
5. Предназначена для целевых групп (руководителей и специалистов) или всего персонала [8, c. 137–138].
3. Основные направления повышения квалификации
Конкретные направления повышения квалификации таковы:
- обеспечение эффективного выполнения новых задач;
- повышение гибкости управления и способности к инновациям;
— подготовка к продвижению в должности или горизонтальному перемещению;
- освоение новых профессий, в том числе в условиях бригадной формы организации труда;
- получение высшего разряда или адаптация к новой технике;
- изучение новых форм организации и стимулирование труда.
При этом важно, что инвестирование в развитие кадров приносит фирме большую прибыль, чем инвестирование в усовершенствование производственных мощностей, то есть человеческий ресурс можно определить как ключевой фактор эффективности использования всех других ресурсов, имеющихся в распоряжении предприятия.
Кроме того, эффективное управление развитием персонала, кроме непосредственного роста прибыли, имеет ряд других не менее важных положительных последствий для организации:
раскрытие потенциала работников, сплочение и улучшение социально-психологического климата коллектива;
рост мотивации;
укрепление преданности сотрудников организации;
обеспечение преемственности в управлении;
привлечение новых сотрудников;
Однако в последние несколько лет по мере развития рынка и усиления конкурентной борьбы российские фирмы стали менять свое отношение к профессиональному обучению своих сотрудников: оно становится более масштабным, квалифицированным, системным, заранее запланированным, ориентированным на долгосрочные цели. В то же время некоторые предприятия в погоне за количеством используемых программ профессионального обучения забывают об их качестве и, следовательно, об эффективности удовлетворения конкретных потребностей фирмы.
1. Профессиональное обучение как ключевой элемент системы развития человеческих ресурсов организации
Неотъемлемой частью системы управления персоналом является развитие человеческих ресурсов2, основная мысль которого состоит в представлении издержек на обучение не как безвозвратных издержек, а как прибыльных вложений в человеческий капитал3.
Что такое развитие человеческих ресурсов? Термином «развитие» вообще описывается следующий феномен: рост внутри определенной структуры продолжается до тех пор, пока не будет достигнут какой-то предел, после чего существующая структура оказывается неспособной дальше поддерживать порядок внутри увеличивающейся массы. В результате этого процесса происходит либо дезинтеграция всей системы, либо переход ее на новый, более высокий уровень функционирования. Используя данное определение, развитие человеческих ресурсов можно понимать как развитие персонала организации, которое происходит через качественный скачок от существующей модели мышления конкретного человека к другой более высокоорганизованной модели мышления. И этот скачок становится возможным в результате накопления этим человеком необходимой массы знаний [1].
Однако скорость приобретения мастерства не регламентируется только накоплением профессиональных знаний. Действительно, студенту, хорошо учится в педагогическом вузе, не всегда легко на педагогической практике в школе. Есть индивидуальные предпосылки успешной деятельности, стимуляторы профессионального роста способности.
Итак, третьим элементам в структуре педагогического мастерства есть способности к педагогической деятельности. Они зависят от особенностей протекания психических процессов, способствующих успешной педагогической деятельности. Анализ педагогических способностей проведен в ряде фундаментальных исследований.